пятница, 4 февраля 2011 г.

про ВЭДЭЭНХА, ВНИИТЭ, журнал «Техническая эстетика» и Патриарха Советского Дизайна

За свою трудовую жизнь мой отец сменил несколько мест работы. Довольно долго он работал во ВНИИТЭ, куда он попал по распределению сразу после окончания Строгановки в 1965 году, потому что специализация у него была дизайнер интерьеров. Ну тогда-то это, естественно, называлось иначе - в Советском Союзе времен развитого социализма слово дизайнер употреблялось больше в анекдотах.
Человек устраивается на работу, заходит в отдел кадров:
- Зд'гавствуйте, я дизайне'г (изображается картавость).
- (здесь нужно было сделать мрачный голос и лицо кирпичом) Вижу, что не Иванов...
 В общем - как-то так было с нашей профессией...

Во ВНИИТЭ папа проработал лет десять. Я была в восторге от этой его работы, потому что здание института располагается (и сейчас тоже) на территории ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, сейчас ВВЦ) - а это значит, что если во время каникул меня маленькую было не с кем оставить дома, мы с папой ехали работать, и когда его рабочий день заканчивался, мы шли кататься на аттракционах, а потом - есть в один из дегустационных залов, которые были при павильонах животноводства, рыбоводства, молочной промышленности и т. д., и где очень вкусно готовили. Я там ела даже суп! Потом можно было бесплатно проехаться на низеньком, без стекол и дверей, почти игрушечном,  автопоезде, и если уж совсем везло, дело происходило летом и вольеры не закрылись,  можно было посмотреть всяких породистых рекордсменов, особенно меня каждый раз потрясали свиньи, такие огромные, что просто даже страшные.

В принципе, ВЭДЭЭНХА была полноценным рекламным проектом - она должна была формировать лояльность к бренду, создавать положительный имидж и иллюзию того, чего в реальности не существовало. Ничего этого она не выполняла ни разу, это был просто парк развлечений, сдержанных, конечно, без излишеств, зато сколько было счастья попавшему в этот мир ребенку. Наверное, как поездка в Диснейлэнд для маленьких американцев.

Почти с самого начала ВНИИТЭ издавал свой журнал, он назывался «Техническая эстетика» и был посвящен вопросам развития дизайна (о, извиняюсь, методов художественного конструирования) в нашей стране. Главным редактором был основатель и директор института, Юрий Борисович Соловьев, он и привлек отца к работе над журналом в качестве художественного редактора.

Вот здесь обложки, дизайн которых тогда делал мой папа.

Вот здесь интервью с Ю.Б. Соловьевым, которому в прошлом году исполнилось 90 лет. Очень интересно, думаю, графикам тоже нелишне знать.
Для тех, кто не сможет дочитать интервью до конца (и себе, на всякий случай):

Соловьев Юрий Борисович (12.01.1920).

Создатель и руководитель первого в СССР проектного дизайнерского Архитектурно-Художественого Бюро (АХБ, 1945 - 1962).

Создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962 - 1987); главный редактор бюллетеня (впоследствии журнала) «Техническая эстетика» (1964 - 1988).

Вице-президент (1969 - 1976), впоследствии президент Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID, 1977 - 1980), ведущей международной дизайнерской организации, член Сената ИКСИД (с 1981).

Создатель и Председатель Союза Дизайнеров СССР (1987 - 1990), народный депутат СССР, заместитель Председателя комиссии Верховного Совета СССР по культуре (1989 - 1991).

Основные работы:
«Пассажирский железнодорожный вагон»,
«Городской троллейбус»,
«Атомный ледокол»,
«Атомная подводная лодка»,
пассажирские речные пароходы,
«Официальная морская яхта СССР».
Про награды не копирую, все равно их очень много.

4 комментария:

  1. Везет же тебе. работать ходила на ВДНХ:)А меня папа брал один раз в надзор на архитектурный объект:) тоже на всю жизнь сходила...

    ОтветитьУдалить
  2. Маш, спасибо им, нашим родителям, за профессию, правда?
    Голодно конечно бывает, но ведь как интересно)))
    хотя я в старших классах мечтала о литературе...

    ОтветитьУдалить
  3. а я о биологии. а профессия -да интересная. даже если ничего не делаешь.а просто смотришь по сторонам,все равно столько всего замечаешь красивого гармоничного даже в грязи найдешь чем восхититься

    ОтветитьУдалить
  4. мой отец из интереса выписывал ТЭ, хотя сам был геологом. На меня очень повлияли эти журналы, занимаюсь архитектурой и дизайном. Подшивки журналов долго хранились у меня, но всё же не сохранились. Жаль. Сейчас ищу одну статью 1981 года, весь интернет перерыл, найти не могу.

    ОтветитьУдалить