За свою трудовую жизнь мой отец сменил несколько мест работы. Довольно долго он работал во ВНИИТЭ, куда он попал по распределению сразу после окончания Строгановки в 1965 году, потому что специализация у него была дизайнер интерьеров. Ну тогда-то это, естественно, называлось иначе - в Советском Союзе времен развитого социализма слово дизайнер употреблялось больше в анекдотах.
Человек устраивается на работу, заходит в отдел кадров:
- Зд'гавствуйте, я дизайне'г (изображается картавость).
- (здесь нужно было сделать мрачный голос и лицо кирпичом) Вижу, что не Иванов...
В общем - как-то так было с нашей профессией...
Во ВНИИТЭ папа проработал лет десять. Я была в восторге от этой его работы, потому что здание института располагается (и сейчас тоже) на территории ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, сейчас ВВЦ) - а это значит, что если во время каникул меня маленькую было не с кем оставить дома, мы с папой ехали работать, и когда его рабочий день заканчивался, мы шли кататься на аттракционах, а потом - есть в один из дегустационных залов, которые были при павильонах животноводства, рыбоводства, молочной промышленности и т. д., и где очень вкусно готовили. Я там ела даже суп! Потом можно было бесплатно проехаться на низеньком, без стекол и дверей, почти игрушечном, автопоезде, и если уж совсем везло, дело происходило летом и вольеры не закрылись, можно было посмотреть всяких породистых рекордсменов, особенно меня каждый раз потрясали свиньи, такие огромные, что просто даже страшные.
В принципе, ВЭДЭЭНХА была полноценным рекламным проектом - она должна была формировать лояльность к бренду, создавать положительный имидж и иллюзию того, чего в реальности не существовало. Ничего этого она не выполняла ни разу, это был просто парк развлечений, сдержанных, конечно, без излишеств, зато сколько было счастья попавшему в этот мир ребенку. Наверное, как поездка в Диснейлэнд для маленьких американцев.
Почти с самого начала ВНИИТЭ издавал свой журнал, он назывался «Техническая эстетика» и был посвящен вопросам развития дизайна (о, извиняюсь, методов художественного конструирования) в нашей стране. Главным редактором был основатель и директор института, Юрий Борисович Соловьев, он и привлек отца к работе над журналом в качестве художественного редактора.
Вот здесь обложки, дизайн которых тогда делал мой папа.
Вот здесь
интервью с Ю.Б. Соловьевым, которому в прошлом году исполнилось 90 лет. Очень интересно, думаю, графикам тоже нелишне знать.
Для тех, кто не сможет дочитать интервью до конца (и себе, на всякий случай):
Соловьев Юрий Борисович (12.01.1920).
Создатель и руководитель первого в СССР проектного дизайнерского Архитектурно-Художественого Бюро (АХБ, 1945 - 1962).
Создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962 - 1987); главный редактор бюллетеня (впоследствии журнала) «Техническая эстетика» (1964 - 1988).
Вице-президент (1969 - 1976), впоследствии президент Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID, 1977 - 1980), ведущей международной дизайнерской организации, член Сената ИКСИД (с 1981).
Создатель и Председатель Союза Дизайнеров СССР (1987 - 1990), народный депутат СССР, заместитель Председателя комиссии Верховного Совета СССР по культуре (1989 - 1991).
Основные работы:
«Пассажирский железнодорожный вагон»,
«Городской троллейбус»,
«Атомный ледокол»,
«Атомная подводная лодка»,
пассажирские речные пароходы,
«Официальная морская яхта СССР».
Про награды не копирую, все равно их очень много.